Регистрация юридических лиц в странах СНГ


Законодательство каждой из стран-участниц СНГ в качестве обязательного условия образования юридических лиц, в частности, коммерческих организаций, предусматривает их государственную регистрацию. Важность и необходимость государственной регистрации как правового акта для приобретения статуса юридического лица трудно переоценить. Как правило, закон связывает с моментом государственной регистрации юридического лица как его появление в качестве субъекта права, так и момент возникновения его правоспособности и дееспособности.

Государственной регистрации подлежат не все юридические лица. Как правило, не нуждаются в особой регистрации юридические лица публичного права, которые могут возникать как таковые в силу закона или иного публично-правового акта, являющегося для них правоустанавливающим. В большинстве случаев под необходимость государственной регистрации подпадают именно так называемые юридические лица частного права, среди которых выделяются как коммерческие (имеющие цель извлечения прибыли), так и некоммерческие (не имеющие извлечение прибыли в качестве основной своей цели) юридические лица - организации.

Для коммерческих организаций факт государственной регистрации также означает возможность начать осуществление предпринимательской деятельности и допустимость совершения первых коммерческих (предпринимательских) сделок. Требование государственной регистрации для осуществления предпринимательской деятельности распространяется не только на юридические лица – коммерческие организации, но и на граждан – физических лиц, приобретающих в результате такой регистрации статус индивидуального предпринимателя. Для них процедура государственной регистрации такого же важного значения, как для юридических лиц, не имеет, так как граждане – физические лица уже и до регистрации обладают своей гражданской правосубъектностью, факт государственной регистрации придаёт им лишь новое качество – качество и статус коммерсанта (предпринимателя).

В процессе образования юридических лиц государственная регистрация составляет второй, завершающий этап, при этом под первым этапом подразумевается этап учреждения – разработки и легализации учредительных документов и т.п. Если первый этап в большей степени зависит от частной инициативы учредителей коммерческой организации и предполагает определенную диспозитивность, то второй этап, регистрационный, носит характер императивно регламентированной процедуры, осуществляемой государственными органами в строго установленном законом порядке.

Государственная регистрация юридических лиц – довольно сложный, комплексный и важный процесс. Прежде всего, для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в каждой стране образованы либо специальные государственные органы (регистрационные палаты и т.п.), либо функции по регистрации возлагаются на налоговые органы (например, как в РФ – на Федеральную налоговую службу). Государственная регистрация проходит путем внесения основных необходимых данных о регистрируемых лицах в специальный государственный реестр (например, Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Такой реестр, как правило, носит открытый, публичный характер, т.е. его сведения доступны неограниченному кругу лиц. Реестр имеет и иное немаловажное значение, помимо статистических целей, он служит информационной базой по субъектам – налогоплательщикам, отсюда – фискальный характер как государственной регистрации, так и ведения соответствующего реестра.

В процессе государственной регистрации со стороны регистрирующего органа происходит определенная экспертиза учредительных документов регистрируемых юридических лиц и условий их учреждения на предмет соответствия требованиям действующего законодательства. В ходе государственной регистрации основные сведения о регистрируемом субъекте вносятся в соответствующий реестр, а самому субъекту (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) присваивается индивидуальный регистрационный номер. По итогам государственной регистрации выдается свидетельство о государственной регистрации установленного образца. На протяжении функционирования зарегистрированного юридического лица или индивидуального предпринимателя из государственного реестра могут производиться и выдаваться соответствующие выписки по запросам заинтересованных лиц. Зарегистрированное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель считаются функционирующими до тех пор, пока они не исключены из соответствующего реестра. В реестр вносятся также сведения о реорганизации юридических лиц, а также сведения об их учредителях (участниках) и их правах (например, правах на долю в уставном капитале).

© Александр Каленик